Обучение школьников
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
1. обоснование требований к проведению игры;
2. составление плана ее разработки;
3. написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
4. подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
5. уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
6. разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
P знакомство с реальной ситуацией;
P построение ее имитационной модели;
P постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
P создание игровой проблемно ситуации;
P вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
P решение проблемы;
P обсуждение и проверка полученных результатов;
P коррекция;
P реализация принятого решения;
P анализ итогов работы;
P оценка результатов работы.