Обучение школьников
Его целью
явилось изучение формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представлений об антонимах с помощью произведений фольклорного жанра.
Задачи формирующего этапа исследования:
1. Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по формированию представлений об антонимах у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе формирующей работы нами были проведены 2 занятия, помимо этого использовались некоторые упражнения на логопедических занятиях, представленных в «Перспективном плане коррекционно-логопедической работы» за период с сентября по ноябрь, когда находились на практике в данном ДОУ.
Перспективный план коррекционно-логопедической работы
Этапы | Цель | Содержание |
1. Подготовительный этап |
Уточнение особенностей состояния речи |
Обследование состояния речи и неречевых психических функций Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт на каждого ребенка. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’],[ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], :[к]-[к’], [х]-[х’]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). |
Этапы | Цель | Содержание |
2. Основной этап |
Работа над слоговой структурой слова |
Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). |
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений |
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки). Знакомство со звуками [м], [б], [д], [г], [в], [н]. Выделение ударного гласного в словах. Подбор слов на гласные звуки. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [иа]. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков. | |
Формирование лексики |
Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Части тела», «Осень», «Посуда», «Семья. День Матери», Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы». | |
Формирование грамматического строя речи |
Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. Согласование числительных два и пять с существительными. |