Обучение школьников
Психологическое консультирование (counselling)
- это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
В Казахстане сегодня не достаточно развита культура обращения за профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре. Вот некоторые из них:
и другие.
Что это дает?
В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано, прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Отдельной темой обсуждения является различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает не медикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который является общепринятым в мировом сообществе.
Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма условны, что не раз отмечалось различными авторами ( Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.