Обучение мнемическому приему «группировка»

Начинать обучение мнемическому приему «груп­пировка» можно только тогда, когда ребенок овла­деет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:

- первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются кар­тинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрук­ты»), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами («фрук­ты» и «животные»), запомнить сами картинки и от­вернуться. После этого убирается одна группа и предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они долж­ны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обоб­щающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Второй этап — обучение запоминанию с пред­варительной группировкой предметов, осуществляе­мой совместно со взрослым. Здесь раскладыва- ю­тся картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были кар­тинки. На этом этапе ребенок учится непосредст­венно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

Третий, заключительный, этап — обучение за­поминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предостав­ляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно пере­ходить к проведению группировки «в уме», т.е. без называния обобщающих слов и картинок.

По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4—5). После того как «группировка» будет освоена на материале реаль­ных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.



Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.