Обучение школьников
Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.
Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоёмкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
Нежелательно, чтобы тесты содержали расплывчатые и неопределённые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека своё понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.
Различают следующие виды тестов [1]:
1. Тесты достижений.
1.1. Тесты развития.
1.2. Тесты интеллекта.
1.3. Тесты общей результативности.
1.4. Тесты школьной успеваемости.
1.5. Специальные тесы, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
2. Психометрические личностные тесты.
2.1. Личностные структурные тесты.
2.2. Тесты на интересы и установки.
2.3. Клинические тесты.
В педагогике применяются главным образом тесты школьной успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.
С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов). Самой гибкой и чаще всего используемой формой является выбор решения из четырёх или пяти предложенных.
В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался. Эти тесты могут иметь форму, например, чернильных пятен неопределённой формы (тест Роршаха), которым надо дать своё описание и толкование; заданий нарисовать несуществующее животное, продолжить незаконченное предложение; иногда предлагают дать своё объяснение сюжету на картинках.
Более сложным проективным тестом является тематический апперцепционный тест. Тестирование заключается в интерпретации фотографий, ситуации на которых преднамеренно неопределённы. Испытуемому даётся задание на основе фото составить рассказ, в котором было бы отражено то, что было в прошлом, что происходит сейчас, что произойдёт в будущем, что думают и чувствуют герои его рассказа. Интерпретация рассказов, ведущаяся по определённым правилам, позволяет исследователю получить богатую информацию о психологических особенностях человека.
Проективные тесты обладают рядом достоинств:
C Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.
C Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.
В то же время использование проективных тестов в школьной практике затруднено несколькими обстоятельствами.
D Они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.
D По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.
D Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.
D Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.
Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.
Помимо проективных тестов в психологических исследованиях часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести к одной из двух групп:
1) «да», «верно», «ко мне относится»;
2) «нет», «неверно», «ко мне не относится».
В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение между полярными точками, выражающими противоположные свойства данной черты.