Обучение школьников
Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей друг с другом. Показатели располагают в ряд по степени проявления (важности).
На основе ранжирования учащихся класса по каким-либо качествам может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу
№ п/п |
Фамилии учащихся |
Ранг по первому признаку |
Ранг по второму признаку |
Разность рангов d |
d2 |
1 |
Антонова |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Буланова |
7 |
3 |
4 |
16 |
3 |
Васильев |
2 |
15 |
–13 |
169 |
4 |
Дятлов |
9 |
12 |
–3 |
9 |
5 |
Иглов |
11 |
7 |
4 |
16 |
После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
,
где n – число учащихся класса.
Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах , то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь;
– умеренная связь;
– значительна связь;
– сильная связь;
– очень сильная связь.
Ещё одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.
Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств
C Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений (, где n – количество учащихся).
C Простота метода.
C Экономия времени при сборе материала.
C Несложная математическая обработка результатов.