Обучение школьников
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина?
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения; осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Но говоря о сформированости орфографического навыка, нельзя не сказать и о работе памяти. Память помогает запоминать и сохранять материал. Именно долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию, которую учащиеся используют при написании. И тем самым способствует сформированости орфографических навыков.
И эта связь очевидна. Ученые и методисты до сих пор исследуют развитие долговременной памяти и формирование орфографического навыка у школьников, но не рассматривают это как одно целое. Вот почему нас заинтересовала эта проблема, которая и послужила выбору нашей темы.
Исходя из актуальности данной проблемы, можно сформулировать цель исследования.
Цель: выявить уровень владения младшими школьниками орфографии и роли долговременной памяти в формировании орфографического навыка.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучение и оценка разработанности данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) исследование сформированности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста и уровня развития долговременной памяти;
3) установление взаимосвязей между сформированостью орфографического навыка и уровнем развития долговременной памяти;
4) проверить эффективность разработанной программы формирования орфографического навыка в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования – роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета можно сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: что от уровня развития долговременной памяти зависит уровень сформированности орфографического навыка.
Методической основой исследования является положение теории познания и деятельностная теория Леонтьева А.Н., в контексте которой долговременная память рассматривается нами как фактор, влияющий в процессе систематических повторений на запоминания и сохранения материала в памяти.
Определяющим для исследования явилось положение Богоявленского Д.Н. и других психологов [4, 21, 24] о том, что долговременная память влияет на формирование орфографического навыка, если систематически повторять пройденный материал.
Комплекс методов, используемых в работе:
- анализ психологических, педагогических методических источников по проблеме исследования, с использованием категориального аппарата;
- формирующий эксперимент (в форме системы упражнений направленных на развитие долговременной памяти и формирования орфографического навыка;
- констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня развития долговременной памяти и сформированности орфографического навыка;
- методы количественного и качественного анализа обработки данных;
- метод математической обработки.
Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли долговременной памяти в формировании орфографического навыка.
Практическое значение работы в том, что на основе выявленной зависимости между уровнем развития долговременной памяти и уровнем сформированности орфографического навыка, разработана система упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс овладения орфографией.
Результаты исследования могут быть использованы не только методистами, но и психологами для диагностики.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем исследуется влияние долговременной памяти на формирование орфографического навыка и взаимосвязь между ними. Это исследование дает возможность составить более адекватное представление об уровне развития долговременной памяти и сформированности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным анализом материала и использованием методов математической статистики.
Апробация и внедрение осуществлялось в процессе экспериментальной работы во 2 классе Г, школы №25, г. Абакана.