Верю - не верю!

Как часто нас восхищает детская непосредственность и доверчивость! Малыши такие милые со своими смешными словечками, бесконечными «почему» и горячим желанием все знать. Некоторые взрослые пытаются всячески подогреть детскую любознательность, отвечая на все, даже самые нелепые вопросы ребенка; другие, наоборот, отмахиваются: «Тебе еще рано это знать, не приставай!»; третьи говорят то, что считают нужным, а остальные «почему» игнорируют.

Как сохранить доверие ребенка и в то же время привить ему здоровую осторожность? Ведь если малыш не найдет ответа у родителей, он вряд ли успокоится и, скорее всего, пойдет искать ответ у других, не всегда компетентных людей. И в следующий раз, когда возникнет проблемная ситуация, он обратится не к родителям, а к тому, кто раньше его внимательно слушал и понятно все объяснял. Только неизвестно, кто это будет и как этот «учитель» воспользуется детской доверчивостью.

Так что же воспитывать в ребенке: осторожность, недоверие, бдительность, учить полагаться лишь на себя или, наоборот, растить открытого, дружелюбного человека? Кому доверять, а кому не стоит? Чего не хватает именно вашему малышу — осторожности или открытости? Если эти и другие вопросы интересуют вас, давайте попробуем разобраться вместе.
Дове­ряю — значит люблю!

Очень важно, чтобы ребенок вам доверял. Ведь отношения, заложенные в детстве, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. И какой станет эта жизнь, как ваш сын или дочь будет строить отношения с другими людьми, во многом зависит от родителей.

Маленькому человеку необходимо комуто доверять, иначе ему очень сложно вступать в этот мир и осваиваться в нем. Наладить с ребенком добрые откровенные отношения в детстве гораздо легче. Главное, чтобы вы были честны и терпеливы с малышом. Часто родители думают, что, зарабатывая деньги, обеспечивая детей сейчас, потом они найдут для них время. Но это заблуждение: сегодня вам не до детей, а завтра им будет не до вас. И в том, что ваш ребенок вырос черствым, замкнутым, вечно занятым человеком, надо будет винить только себя.

Вы пришли с работы, устали, а дочка спешит поделиться своими успехами или неудачами в детском саду. Попросите ее нарисовать прошедший день в садике. На какоето время девочка будет занята, а вы сможете отдохнуть. Только потом не забудьте обсудить ее рисунок и выслушать. Иначе в следующий раз дочь не захочет делиться с вами своими проблемами.

В то же время и излишняя опека может создать массу проблем. Не стоит ограждать сына или дочь от всех тревог и волнений, необходимо учить ребенка противостоять трудностям. Люди, которые в детстве были изолированы от разного рода неприятностей, испытывают значительные затруднения, сталкиваясь с проблемами во взрослой жизни. «Тепличный» ребенок вырастает либо эгоистом, который считается только с собственным мнением, либо пугливым неуверенным человеком, не умеющим самостоятельно принимать решения.

Чтобы малыш вырос чутким и внимательным, надо научить его сопереживать, понимать, что близким тоже может быть плохо, одиноко, грустно. Тогда он будет знать, как вести себя в такой ситуации, стараться чем-то помочь. С самого детства следует внушать ребенку, что нужно не только чтобы тебя любили, но и самому любить. В противном случае кроха привыкнет, что все им восхищаются, балуют, и во взрослой жизни будет искать такую же слепую любовь, не давая ничего взамен.

Вот почему так важно создать дома атмосферу взаимной любви и доверия. Необходимо, чтобы малыш был уверен, что в семье он может поделиться любыми проблемами, что для него всегда найдется время, что его любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось, рядом будут близкие люди. Ведь если он не найдет этого дома, то будет искать в школе, во дворе, на улице. И кто знает, что он найдет…
Бди!

Воспитывая в ребенке открытость и дружелюбие, надо помнить о «двух сторонах медали». С одной стороны, открытое, свободное восприятие мира помогает малышу легче общаться со сверстниками, развивать свои способности. С другой — нужно учить ребенка здоровой осторожности, бдительности. Конечно, не стоит запугивать кроху страшными историями о том, как «один мальчик пошел с незнакомым дядей» и что из этого вышло. Можно переусердствовать и развить повышенную тревожность. У слишком впечатлительных детей ее проявления могут быть различны: потеря аппетита, плохой сон, резкие перепады настроения, истерики… Так что осторожность и благоразумие следует воспитывать постепенно.

Поскольку у дошкольников и младших школьников игра является одним из важнейших видов деятельности, прививать малышу осторожность лучше всего именно в игре. Попробуйте разыграть различные ситуации: например, что делать, если незнакомый человек пытается заговорить или что-то обещает; как вести себя с малознакомыми людьми; кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожнее. Для этого можно вместе с ребенком разработать систему «тайных» знаков (например, контур человека зачеркнут красным цветом или рядом восклицательный знак — опасно общаться с незнакомыми людьми на улице). Пусть малыш подумает, что может представлять опасность во дворе, в школе, дома, а потом вы вместе обсудите, как себя вести в опасной ситуации. Можно поиграть в игру «верно — неверно»: например, ребенок называет опасную ситуацию, а вы — ее решение. Не обязательно говорить верный ответ, пусть малыш сам вас исправит.

Ситуация: «На светофоре горит красный свет».
Ваш ответ: «Надо быстро перебежать через дорогу».
Правильное решение: «Надо подождать, пока загорится зеленый свет, посмотреть налево, дойти до середины улицы — посмотреть направо, а потом переходить дальше».

Кстати, осторожность должна носить здоровый характер и ребенок не должен страдать от излишней недоверчивости и бдительности. К этому склонны дети впечатлительные, ранимые, чересчур тревожные. Слова взрослых они принимают очень близко к сердцу, постоянно думают о плохом, переживают, становятся неуверенными в себе. Чрезмерно осторожный ребенок постоянно находится в напряжении, не может расслабиться даже с близкими людьми, что со временем может привести к нервному срыву. Тревожному человеку трудно находить общий язык с другими людьми (ведь он никому не доверяет!), он стремится все делать сам (так как не может положиться на других), не умеет отдыхать (ему все время кажется, что может произойти что-то ужасное). Помочь такому человеку можно, хотя во взрослом возрасте научить любить и доверять гораздо труднее. Отсюда вывод: делайте все в свое время.
Итоги: не навреди!

Воспитывая малыша, важно помнить: все люди разные и то, что подходит для одного, не годится для другого. Поэтому не старайтесь превратить славного общительного непоседу в мрачного недоверчивого буку. Пусть будет самим собой: веселым, открытым, жизнерадостным.

Как мы уже говорили, главное, чтобы ребенок доверял вам. Но и с вашей стороны должны быть откровенность и доверие. Дети не прощают лжи. Будьте последовательны в своих словах и действиях. Не давите на малыша, старайтесь говорить с ним на равных.

Не стоит думать, что ваш ребенок не допустит ни одной ошибки в жизни, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ваша задача — помочь малышу избежать опасных ситуаций, но не всегда в ваших силах сделать так, чтобы он смог воспользоваться этими советами. И если ребенок пострадал по своей неосторожности или доверчивости, ни в коем случае не ругайте его. Он и так испугался, ударился, потерялся. Маленький человек пережил стресс, пусть даже по своей вине. Если хотите, чтобы малыш извлек из этой ситуации урок, поговорите, разберитесь, почему так случилось. Объясните ребенку, что вы не хотите лишний раз ругать его и читать мораль, просто вы очень любите его и переживаете. Очень важно, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, он всегда может прийти к вам, вы его выслушаете и поймете. Но ответственность за свои поступки он все-таки должен нести сам.



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.