Обучение школьников
Выявление педагогического потенциала внеурочной работы в экологическом воспитании младших школьников осуществлялось посредством, как теоретического анализа, так и исследовательской работы (тестирование).
Исследование проводилось на базе Введенского детского дома, в котором принимали участие учащиеся начальных классов вспомогательной школы интернат VIII вида. Предварительно с детьми данной категории был проведен следующий тест на выявление экологических знаний.
ТЕСТ:
1. Какой цветок зацветает раньше?
А. Клевер;
Б. Подснежник;
В. Одуванчик.
2. Можно ли рвать эти цветы? (кувшинку, ландыш)
А. Да, чтобы узнать, как они называются;
Б. Нет: может, они редкие;
В. Да, они красивые.
3. Где взять дрова для костра?
А. Набрать сухой валежник;
Б. Наломать еловые ветки;
В. Обломать молодые деревья.
4. Куда деть пустую консервную банку в лесу?
А. В костер;
Б. В кусты;
В. Обжечь в костре и зарыть.
5. Что будет, если разорить муравейник?
А. Ничего не будет: муравьи его опять построят;
Б. Некому будет кусаться;
В. Деревьям и животным станет хуже.
6. Зачем в лесу комары?
А. Ни к чему;
Б. Чтобы люди поменьше в лес ходили;
В. В природе нет ничего лишнего.
7. Что делать, если ты нашел птичье гнездо?
А. Подойти поближе и внимательно рассмотреть;
Б. Уйти как можно быстрее;
В. Потрогать и уйти.
8. Что делать, если ты нашел птенца?
А. Уйти как можно быстрее – не мешай его маме позаботиться о нем;
Б. Возьми домой;
В. Посади в гнездо.
9. Какой из этих грибов съедобен?
А. Мухомор;
Б. Подосиновик;
В. Бледная поганка.
10. Что такое экология?
А. Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов;
Б. Наука о том, как губить природу;
В. Наука о человеке.
Результаты тестирования показали, что часть детей имеют небольшой запас экологических знаний, понимают, что они могут изменить окружающий мир.
Воспитательный потенциал в условиях данного детского дома велик, так как он расположен в лесу. Дети каждый день могут наблюдать за природой. Этот фактор и лег в основу, разработанной нами программы «Юный натуралист». Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.