Обучение школьников
В подростковый период процесс воспитания школьников сильно осложняется особенностями физиологического развития подростков. Нерегулярное кровоснабжение головного мозга, гормональная перестройка приводят к неуравновешенности поведения и повышенной возбудимости нервной системы. Кроме того, в процессе воспитания учащихся педагоги сталкиваются с проблемой смены авторитетов и развившимся чувством взрослости. Гипертрофированное стремление к самостоятельности у подростков требует иных подходов к воспитанию детей в школе и дома. От учителей требуется особый такт и чутье, чтобы преодолеть характерный для этого возраста негативизм, склонность к противодействию ради противодействия.
С другой стороны, круг интересов школьников в этот период значительно расширяется, появляется интерес к профессиям, дающий новые возможности для воспитания учащихся по сравнению с воспитанием младших школьников. Такое отношение способно пробудить у подростков стремление к самовоспитанию, нередко подпитываемое желанием подражать любимому книжному или киногерою. Это удачный момент для патриотического воспитания школьников — повышенная эмоциональность подростков пробуждает в них стремление к совершению значимых поступков. Особое значение для школьников приобретают дружеские привязанности, поэтому воспитание учащихся должно быть ориентировано на сплочение коллектива вокруг общих интересов или определенных видов деятельности. Программа воспитания школьников в этот период должна сочетать в себе разнообразные виды деятельности, связывающие школьную и внеурочную сферы жизни учащихся.