Обучение школьников
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов.
Целенаправленное формирование связной речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.
Целью нашей экспериментальной работы было сформировать навыки монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижения этой цели на первом этапе эксперимента мы обследовали монологическую речь дошкольников. Им были предложено выполнить следующие задания:
- составление предложений по картинкам;
-составление предложения по трём картинкам;
-пересказ сказки «Репка»;
-составление рассказа по серии сюжетных картинок «Медведь и зайцы»;
- составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке»;
- завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку);
В результате данной работы мы получили, что лишь 15% испытуемых справились с данными заданиями самостоятельно. 70% детей нуждались в помощи логопеда в большей или меньшей степени. 15% детей не справились с заданиями. Полученные нами данные можно увидеть на диаграмме 1.
Таким образом, самостоятельная связная монологическая речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Для формирования у детей навыков связной монологической речи мы на протяжении двух месяцев предлагали детям выполнить специальные задания, представленные во второй главе нашей работы. Эти задания были включены в логопедические занятия и в занятия воспитателей.
После проведения формирующего эксперимента испытуемым были предложены те же задания, что и вначале работы. Нашей целью было узнать, насколько у данной группы детей сформировались навыки монологической речи после формирующего эксперимента. Полученные нами результаты можно увидеть в таблице 2 и на диаграмме 1.
Как видно из диаграммы 1 число дошкольников, выполнивших задания самостоятельно возросло на 5%, а число детей, не справившихся с заданиями, уменьшилось на 5%.
Наибольшие трудности дети испытывали при пересказе. Ошибки носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста, низкий уровень фразовой речи, используемой детьми и т.д.)
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, также возникали затруднения (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Задания творческого характера вызывали наибольшие затруднения. Основные проблемы проявлялись как в решении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного последовательного повествования.
В целом мы видим положительную динамику. Для того чтобы добиться лучших результатов мы планируем продолжить работу по развитию навыков монологической речи у данной группы детей, т.к. считаем, что у дошкольников с ОНР монологическая устная речь самостоятельно не формируется, её необходимо развивать в течение систематических занятий.