Заключение

 Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-по­вествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пере­сказе и составлении рассказов.

  Целенаправленное формирование связной речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.

Целью нашей экспериментальной работы было сформировать навыки монологической речи  у детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижения этой цели на первом этапе эксперимента мы обследовали монологическую речь дошкольников. Им были предложено выполнить следующие задания:

- составление предложений по картинкам;

-составление предложения по трём картинкам;

-пересказ сказки «Репка»;

-составление рассказа по серии сюжетных картинок «Медведь и зайцы»;

- составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем уча­стке»;

- завершение рассказа по готовому началу (с опорой на кар­тинку);

В результате данной работы мы получили, что лишь 15% испытуемых справились с данными заданиями самостоятельно. 70% детей нуждались в помощи логопеда в большей или меньшей степени. 15% детей не справились с заданиями. Полученные нами данные можно увидеть на диаграмме 1.

Таким образом, самостоятельная связная  монологическая речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. 

Для формирования у детей навыков связной монологической речи мы на протяжении двух месяцев предлагали детям выполнить специальные  задания, представленные во второй главе нашей работы. Эти задания были включены в логопедические занятия и в занятия воспитателей.

После проведения формирующего эксперимента испытуемым были предложены те же задания, что и вначале работы. Нашей целью было узнать, насколько у данной группы детей сформировались навыки монологической речи после формирующего эксперимента. Полученные нами результаты можно увидеть в таблице 2 и на диаграмме 1.

Как видно из диаграммы 1 число дошкольников, выполнивших задания самостоятельно возросло на 5%, а число детей, не справившихся с заданиями, уменьшилось на 5%.

Наибольшие трудности дети испытывали при пересказе. Ошибки носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста, низкий уровень фразовой речи, используемой детьми  и т.д.)

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, также возникали затруднения (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Задания творческого характера вызывали наибольшие затруднения. Основные  проблемы проявлялись как в ре­шении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного последо­вательного повествования.

В целом мы видим положительную динамику. Для того чтобы добиться лучших результатов мы планируем продолжить работу по развитию навыков монологической речи у данной группы детей, т.к. считаем, что у дошкольников с ОНР монологическая устная речь самостоятельно не формируется, её необходимо     развивать в течение систематических занятий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.